Обо мне

суббота, 9 ноября 2013 г.

Мастер-класс ТЕХНИКА "ТЕРРА" Часть первая.

МК по изготовлению и декору Органайзера «ЗИМНИЙ СОН» в технике «ТЕРРА». (часть I).

Повествование моё будет долгим, поэтому прошу запастись терпением. Начну издалека. Скажу сразу, что очень меня заинтересовала эта непонятная техника «Терра», голосовала за неё, стала перелопачивать Интернет в этом направлении, параллельно собирая растительный материал. Наш куратор подошла к идее конкурса в некотором смысле, как ортодокс, и я пошла за ней и за её идеей, как за Моисеем по пустыне, которая по мере изучения материала все разрасталась, в голове становилось все «пустыннее» и непонятнее, потому что в Инете Терра трактуется очень широко! Галины вдохновлялки многое объяснили, теперь осталось выносить идеею! Декорировать бутылку не хотелось, да ещё и предполагала, что в основном на конкурсе будут панно. Идея пришла внезапно, когда я наводила в очередной раз порядок в своих хомячьих запасах. На глаза попались самодельные гипсово- шпаклевочные дощечки.


Очень давно, когда я училась писать иконы, чтобы не портить доски, которые и тогда, и сейчас стоят довольно прилично, я нашла в одной старой книге по иконописи информацию по изготовлению « холстяной дцки». Чтобы тренировать руку, я решила попробовать реализовать задуманное- самой изготовить «дцку», при этом применять современные материалы, которые мне были по карману.
В арсенале на сегодняшний день остались только потрескавшиеся экземпляры, кстати, какое-то время назад, на одном из них, я изобразила панно точками. Вот оно:


И даже обещала МК по изготовлению основы. Но уж больно процесс грязный и мне пока не требовалось бОльшее количество этих досочек, поэтому попытаюсь объяснить на словах.
Лирическое отступление: «холстяной дцкой» или таблеткой называется кусок грубого холста размером не более 28х19см, загрунтованный с обеих сторон. Размер может быть не меньше, но не больше из-за хрупкости этой основы.
( Понятие «таблетка» появилось в начале ХХ века. Изображения на «таблетках» пишут с обеих сторон).
Процесс грунтовки заключается в следующем: заготавливается рама ил подрамник размером примерно 70х80 или 50х60 см. немного большего размера отрезается холст, например бортовой ( в моем случае - старый белый пододеяльник) и натягивается на раму. Я натягивала его с помощью мебельного пистолета.
Далее я готовила грунт. Нанесение грунта в иконописи называют левкашение, соответственно грунт – левкас. Не буду углубляться в старинную технологию, расскажу, как готовила я. Брала гипс, разводила его водой довольно жидко, добавляла пару столовых ложек клея ПВА, потом добавляла в раствор шпаклевку в таком количестве, чтобы раствор напоминал сметану средней консистенции: не жидкая, но и не густая (чтобы не стекала между пальцев).
Теперь берем нашу раму с натянутым на неё холстом. Кладем её на какое - нибудь основание, чтобы холст не продавливался во время наложения грунта, под него подложила толстое стекло по размеру проема рамы. Чтобы холст не приклеивался к раме, обрабатывала только ту его часть, которая находится внутри рамы, причем немного отступив от рамы внутрь на пару- тройку сантиметров.
Начинаем наносить грунт , делаем это шпателем, им же и приглаживаем. После нанесения первого слоя с одной стороны, чтобы не потревожить свеженанесенный левкас, ему дают несколько подвянуть. Но не высохнуть. Минут через 30-40 раму переворачивают, кладут на ту же опору и левкасят другую сторону. Слои должны быть тонкими и повторяться после полного просыхания предыдущих.
Когда толщина грунтуемого холста достигнет 3-4мм, его спемзовывают на гладкой поверхности: сначала одну сторону, минут через 20-30 – другую. Пока спемзованный холст ещё сыроват, его на стекле осторожно срезают с рамы и разрезают на отдельные дощечки нужной величины. Резать следует острым ножом по металлической линейке.
Нарезанные дощечки, ещё сыроватые, закладываются по одной между стеклами и оставляются под прессом на несколько суток для просушки. Можно переложить каждую из них гладкой, чистой бумагой. Высушенные дощечки шлифуются мелкой наждачной бумагой с обеих сторон.
Если рамы нет, то можно использовать лист фанеры или гладкую доску. В этом случае под холст подкладывают чистую бумагу и, грунтуют, оставляя холст нетронутым на 2-3см со всех 4-х сторон, для удобства его переворачивания. Кнопки надо ставить не только по углам, но и по всем сторонам на расстоянии 4-5см одну от другой. Переворачивать холст надо пока он не приклеился к бумаге. Вместе с ней переворачивают холст и заменяют бумагу на другую, чистую, т.к. на неё через поры холста проходит левкас.
Неудобство этого метода заключается в том, что каждый раз приходится снимать и снова ставить кнопки. Во всем остальном работа идет по вышеописанному методу.
Итак , досочки – инвалидки дождались своего часа!!! Сначала я хотела изобразить просто панношку, потом подумала, что ни туда- ни сюда- останется полтора инвалида, которые я опять энное количество лет буду перекладывать из коробки в коробку. Посчитала, поизмеряла и поняла, что если их как-то соединить, то может получиться что-то наподобие отрытого короба. Сначала сошлась на карандашнице, но чтобы до конца «утилизировать» инвалидов, карандашница получалась великовата, ну тада будет какой-нидь забугорно – пафосный органайзер! А уж заполнить его вообще мне не составит труда! Стока полезного вокруг!!! И как грится – работа закипела!!!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

Комментариев нет:

Отправить комментарий